Заиграем мы во вторник,
Заиграем пред постом.
Покажись ты нам, Масляна,
Шаньгой, блинцем, пирогом.
С этого дня начинались разного рода развлечения. В больших деревянных балаганах (помещения для народных театральных зрелищ с клоунадой и комическими сценами) давали представления во главе с Петрушкой и Масленичным Дедом.
Большим спросом у хозяев балаганов пользовались “живые картины”. Едва по Петербургу разнеслась молва о триумфе картины К. И. Брюллова “Гибель Помпеи”, как в одном из балаганов начали показывать “живую картину” на эту тему. Эффекты были впечатляющие: яркие вспышки извержения вулкана, дым, грохот.
На улицах попадались большие группы ряженых в масках, разъезжавших по знакомым домам, где экспромтом устраивались весёлые домашние концерты.
Большими компаниями катались по городу на тройках и на простых розвальнях. Выезжали все, у кого был конь, и по улицам городов и деревень наперегонки неслись разномастные упряжки: богачи щеголяли холёными рысаками и расписными санками, крытыми коврами или медвежьими шкурами, а вслед неуклюже скакали крестьянские лошадёнки, вычищенные до блеска, украшенные цветными ленточками и бумажными цветами. Гремели конские копыта, звенели бубенцы и колокольчики, заливались гармоники.
Пришла Масленица годовая,
Наша гостья дорогая!
Она пешей к нам не бывает,
Все на кониках приезжает.
Коники все вороные,
У них гривы золотые,
А саночки расписные.
Идёт Масленица по льду,
Несёт блинов сковороду.
Принимайте молоду –
Разбирайте по блину!
Tags: гурманология, Масленица, праздник